Себорейный дерматит

Себорейный дерматит — кожное заболевание, протекающее преимущественно в хронической форме и сопровождающееся повышенной секрецией кожного секрета. Очаги поражения локализованы в местах скопления сальных желез. Как правило, это лицо (88% случаев) и волосистая часть головы (70% случаев), реже грудь (27% случаев) и складки тела — паховые и подмышечные (10% случаев). Патология достаточно распространена. Наиболее часто она встречается у младенцев (ею страдают около 70% детей в возрасте до трех месяцев) и пациентов в возрасте от 40 до 70 лет.

Основными причинами развития себорейного дерматита являются:

• гиперандрогения — гормональный дисбаланс, когда соотношение эстрогенов и андрогенов смещается в сторону увеличения вторых (обусловлено дисфункцией половых желез, неправильной работой гипофиза и надпочечников и может встречаться абсолютно в любом возрасте, нередко сочетается с акне, андрогенетической алопецией);
  • грибковая инфекция — активность дрожжевых грибков M. globosa, которые в норме населяют роговой слой кожи и волосяные фолликулы, липофильны и переходят в мицелярную форму (начинают размножаться) при повышенной выработке ненасыщенных жирных кислот (продуцируются непосредственно сальными железами);
  • индивидуальная восприимчивость к отдельным компонентам кожного сала (может быть связана с нарушением барьерной функции рогового слоя на генетическом уровне или иммунным ответом на свободные жирные кислоты).

Все перечисленные причины имеют тенденцию усугубляться в определенное время года, под воздействием факторов окружающей среды, стресса и т. д. Не последнюю роль также играют семейный анамнез (предрасположенность к развитию себореи), соматические заболевания (патологии печени, гиповитаминозы и пр.).

Отдельное слово следует сказать о неправильном подборе средств по уходу за кожей головы, приводящих к ее излишнему иссушиванию и нарушению здоровой микрофлоры.

Клиническая картина себорейного дерматита яркая:

• перхоть;
  • покраснение кожи;
  • шелушение с последующим формированием четко очерченных бляшек (могут быть единичными или сливаться в обширные области);
  • зуд и жжение.

У таких пациентов волосы становятся более тонкие и редкие, теряют естественный блеск, выпадают. Симптомы заболевания создают не только эстетические, но и психологические проблемы, которые снижают социальную активность и приводят к закомплексованности, связанной с неприятием себя или недовольством своей внешностью (особенно активно проявляется в молодом возрасте).

Обычно диагностика не вызывает затруднений и основывается на данных визуального осмотра. Большую роль играет дерматоскопия — фотодиагностика волос и состояния кожи головы, проводимая при помощи специального прибора дерматоскопа. Также необходимо дифференцировать себорейный дерматит от псориаза, атопического дерматита, дерматомиозита и других поражений.

Лечение обычно комплексное. В зависимости от причин патологического состояния включает подбор индивидуального ухода с применением лечебной косметики, направленной на снятие симптомов (зуда, воспаления, покраснения) и нормализацию салоотделения, назначение противогрибковых средств, противовоспалительных, антибактериальных препаратов и топических глюкокортикостероидов и т. д. В нашей клинике для улучшения состояния кожи головы и здоровья волос также проводятся инъекционные (мезотерапия, плазмолифтинг) и аппаратные (лазерное лечение Action II) процедуры.

Фототрихоскопия
Мезотерапия волосистой части кожи головы, NCTF 135 НА, 1,5 мл (Франция)
Мезотерапия волосистой части кожи головы, NCTF 135 НА, 3,0 мл (Франция)
Плазмолифтинг волосистой части кожи головы